Ваш регион:    
  

  
 
 
Тихон Хренников: «СТАЛИН ЗНАЛ МУЗЫКУ ЛУЧШЕ НАС...»

"ЗАВТРА". Тихон Николаевич, хотелось бы поговорить о временах легендарных — годах начала расцвета нашей державы. Как вы пришли в музыку, какие люди вам помогали, с чем вы столкнулись при вхождении в искусство, как сложились отношения с властью в 20-30-е годы прошлого века?

Тихон ХРЕННИКОВ. Я родился в Ельце. К сожалению, там не было ни одной музыкальной школы и вообще не было музыкальных педагогов. Поэтому мое музыкальное развитие шло в основном по школьной линии. У нас там был свой энтузиаст — руководитель школьного хора Иван Матвеевич Зизюкин, который дал мне первые музыкальные познания и впервые обнаружил творческие способности. У меня был хороший музыкальный слух, поэтому постоянно приходилось запевать, быть первым в школьном хоре.

"ЗАВТРА". А был качественный школьный хор? Это очень важно, ведь сегодня почти нет школьных хоров — даже плохоньких.

Т.Х. Да. В то время вся музыка, которая была в Ельце, в основном находилась при школах. Маэстро Иван Матвеевич был учителем музыки не только при мне, а и при моих старших братьях, сестрах. Я помню его пожилым человеком — он служил еще в гимназиях. У него был огромный опыт хорового школьного дела. И мы были не просто учеником и учителем — он был другом семьи.

В то время мои домашние уже заметили во мне большое стремление к музыке, а мне тогда было лет 7-8. В школу я вообще поступил рано, в 6 лет. У меня был друг, отец которого был директором школы. И как-то мы шли по улице, баловались, баловались, а потом решили, что будем вместе учиться в школе. И вот я переходил из класса в класс, пел все более сложные вещи в хоре. У нас был также струнный оркестр при школе, где я играл на гитаре. Потом мне надоело играть на гитаре, захотелось что-то экзотическое придумать. Я взял семь стаканов, настроил их по гамме и стал солировать. С этим оркестром мы выступали в городском саду. Это были мои первые артистические выступления, в 1923-25 годах.

"ЗАВТРА". Казалось бы, только что прошла разрушительная гражданская война, а музыкальная жизнь, по вашим рассказам, была довольно живой.

Т.Х. Музыку любили все. В Ельце при Университете был открыт даже музыкальный факультет. Было и вокальное отделение. Кстати говоря, первые учителем был у нас знаменитый Рославец, который появился внезапно в городе. Он играл на скрипке и преподавал в Университете, создал профсоюз музыкантов. Жена его была пианисткой. И они вместе концертировали. Но я тогда был совсем маленьким. Это было начало двадцатых годов.

На меня обратили внимание, когда я стал выступать с оркестром. Увидели, что мальчик тянется к музыке. А дома у нас не было никакого инструмента. Когда моя старшая сестра вышла замуж, она смогла купить пианино, и начали искать учителя, который смог бы со мной заниматься. Таким преподавателем стал чех Кретонь, закончивший теоретическое отделение Московской консерватории, но поскольку в Ельце работы для него не находилось, он работал простым бухгалтером. Он стал со мной заниматься игрой на рояле. Я начал быстро приспосабливаться к инструменту, делал успехи. После того, как из города уехал Рославец, случайно в Елец приехал с концертами пианист Агарков, учителем которого был сам Игумнов. Город ему понравился, он женился и осел в Ельце. Поскольку появился такой специалист, я стал заниматься у него, уже более профессионально, хотя и недолго.

Еще мальчишкой я прочитал книжку о Моцарте и решил, что обязательно буду композитором. Так и случилось. Я вдруг стал сочинять музыку. А у моей сестры была подруга, Софья Григорьевна Цейтлина, которая училась в московском Гнесинском техникуме. Она, послушав меня, поговорила с Михаилом Фабиановичем Гнесиным, который сказал: привезите его ко мне. Мне исполнилось уже 15 лет к тому времени, в 1928 году, я закончил восемь классов (тогда общее образование заканчивалось школой-девятилеткой, которую я и закончил через год). Я поиграл знаменитому музыканту-педагогу, он отнесся ко мне невероятно ласково, пригласил заниматься. Надарил мне всяких нот современных композиторов…

"ЗАВТРА". Какие музыкальные впечатления о новых композиторах вам могла дать жизнь в Ельце? Доходили ли туда сочинения Прокофьева, Рахманинова, западных мастеров?

Т.Х. Музыкальной жизни особенно не было. Приезжали, помню, замечательный скрипач Фурер, знаменитый бас Александр Пирогов. Но это были отдельные посещения.

"ЗАВТРА". Музыку XX века вы тогда еще не знали вообще?

Т.Х. Нет. Начальное музыкальное образование было строго классичным. Кроме того, повсюду звучала народная музыка, бытовые жанры — это то, что меня окружало в Ельце. Все мои старшие братья и сестры были очень музыкальны, дома постоянно звучала музыка. Все пели, играли на гитарах, мандолинах — самых распространенных инструментах в то время. Это выгодно отличало то время от нынешнего, когда живое музицирование стало странной редкостью. Но, по сути, там не было никакой основы для серьезного музыкального развития. Мой старший брат Глеб музыкой высокого уровня стал заниматься в Москве — у него вдруг обнаружили замечательный тенор. Его хвалил сам Собинов. Поэтому брат параллельно занимался и в Московском университете на математическом факультете (все мои старшие братья были математиками и физиками), и в Консерватории. Это было в конце Первой мировой войны, в 1918 году. Но поскольку вся наша семья была воспитана в патриотическом духе, мы были патриотами до мозга костей,— он пошел добровольцем на фронт. Тогда шли последние бои с немцами. И его убили в первом же бою под Двинском. Я помню, когда мать получила телеграмму, она просто рухнула. Горе было невероятное, он был любимцем всей семьи. А в семье было 10 детей. Я — десятый.

В 1929 году, закончив девятилетку с административно-общественным уклоном, я написал письмо Гнесину: ехать ли мне секретарем сельсовета куда-нибудь или начинать заниматься музыкой серьезно? Он мне ответил: у вас достаточно способностей, чтобы избрать музыку своей специальностью, а что из вас получится, это зависит от того, как вы будете трудиться. Сестра жила с мужем-профессором в Москве в маленькой однокомнатной квартире, поэтому я поселился в общежитии. Для того, чтобы выдержать экзамены, у меня совершенно не хватало знаний. Поэтому Михаил Фабианович познакомил меня со знаменитой сестрой — Еленой Фабиановной Гнесиной. Она дала распоряжение Евгению Голубеву (его имя выбито золотыми буквами на доске золотых медалистов у Малого зала Московской консерватории) в недельный срок подготовить меня к поступлению. Всю неделю я занимался как зверь, день и ночь, впитывал в себя знания, как губка. И сдал успешно экзамены.

"ЗАВТРА". Для вас открылась столичная музыкальная жизнь, которая тогда была насыщенной. Творили могучие, а порой и великие музыканты. Какое впечатление на вас произвела концертная жизнь конца 20-х — начала 30-х годов?

Т.Х. В пору, когда я только приехал в Москву, я никак не мог еще знакомиться с этой концертной жизнью. Денег не было. У меня было только тридцать копеек на обед в рабочей столовой. Я пешком ходил по Москве. Не было денег даже на трамвай. Когда удавалось проехать зайцем, для меня это было счастьем. Я только входил в само существо московской жизни. Поэтому пока не было никаких концертов. Мне дали стипендию. Михаил Фабианович относился ко мне просто по-отцовски и Елена Фабиановна — хорошо. Но я сразу же начал усиленно заниматься. Я пользовался тем, что можно было заниматься на инструменте целый день, пока сестра и ее муж были на работе. Я в три года закончил Гнесинский техникум, занимался не просто много — исступленно. И в 1932-м году меня приняли в консерваторию сразу на второй курс. А в 33-м году Наталья Сац предложила мне написать музыку к спектаклю ее театра "Миг". Это спустя три года с тех пор, как я в кирзовых сапогах, в сатиновой рубахе, которую сшила мать, приехал из Ельца! "Миг" был антифашистской пьесой, поставленной Натальей Сац. Ее театр — знаменитый театр в Москве. Всех иностранцев, которые к нам приезжали, первым делом вели туда. Сац была в восторге от написанной музыки. Потом я из нее сделал сюиту, которая много раз исполнялась. Тут я уже немного заработал денег, смог немного приодеться.

Очень интересна история того, как я начал по-настоящему заниматься игрой на рояле. Я поступал в Московскую консерваторию без экзаменов, потому что меня уже знали. Но комиссия при поступлении все же попросила меня что-то сыграть. Я обожал Баха и решил исполнить прелюдию и фугу ми-бемоль минор из первого тома "Хорошо темперированного клавира". Случайно, когда я играл, в зал зашел Генрих Густавович Нейгауз. После исполнения он встретил меня и говорит: “Хренников, вы хотите у меня заниматься?” Я обалдел, потому что к Нейгаузу попасть было невозможно. Это был совершенно потрясающий педагог. Я отвечаю: “Генрих Густавович, об этом можно только мечтать!” Завтра, говорит он мне, в такой-то час приходите на занятия. Вот какие бывают случайности. Параллельно я учился композиции у Шебалина. Тогда же написал свой Первый фортепианный концерт, который после играл по всему миру.

"ЗАВТРА". Считаете ли вы, что в те годы проводилась государственная политика по привлечению талантов, самородков из народа к сложному искусству, к вершинам высокой профессиональной культуры?

Т.Х. Это происходило не только в названные вами годы. Это было политикой нашего Советского государства во все времена его существования — приобщать к культуре народ. Если говорить о музыкальном развитии, нельзя не вспомнить огромное число кружков художественной самодеятельности. Сколько тратилось государственных денег, чтобы широкие круги людей принимали в них участие! И рабочие, и труженики села, где тоже развивалась самодеятельность. Какие были замечательные сельские хоровые коллективы! На протяжении всех лет Советской власти шло небывало широкое приобщение людей к настоящей культуре. В этом одно из главных отличий Советской поры от того, что происходит сегодня.

"ЗАВТРА". Представьте себе: рождается ныне человек в том же Ельце, Владимире или Ярославле, и он музыкально одарен. Но он ведь не может реализовать свой дар. Или я неправ?

Т.Х. Массовая, регулярная поддержка талантов, вся ее финансово-педагогическая структура, конечно, уничтожена. Но, знаете, на частном, немногочисленном уровне сегодня все же не так безнадежно дело с художественным будущим России, как еще недавно. Видимо, Россия не окончательно утратила силу самозаживления. Немного стала исправляться ситуация. Порадуемся — наши традиции еще живы. В последние годы мы из Москвы пишем письма в провинцию, губернаторам: привозите талантливых детей! Привозят. Такого количества талантливых ребят не было никогда! Несмотря на страшные трудности — материальные и другие — родители пытаются им дать возможность выйти из бездуховного омута. Правда, и в провинции сейчас возрождается нормальная деятельность музыкальных школ и училищ.

"ЗАВТРА". Но высшее-то музыкальное образование — как получить нынешнему "не ребенку нового русского"?

Т.Х. Я множество писем написал губернаторам. Несколько человек откликнулись. Несколько очень талантливых ребят из Липецка получают от своего губернатора специальные стипендии. Они могут снять комнату, жить в Москве с родными. Им помогает их малая Родина, родные места помогают. И это становится новой традицией. Многие губернаторы так помогают. Но они требуют, чтобы поддержанный таким образом талант потом послужил родным местам. И отдача есть. Например, сегодня в Ельце девять музыкальных школ, есть музыкальное училище моего имени, — они же укомплектованы местными кадрами, получившими достойное образование! Мы организовали там и университет — такой же, как в Москве, с такими же правами. И в нем есть музыковедческое отделение.

"ЗАВТРА". То есть можно сказать, что сейчас начинается возрождение традиции. Так?

Т.Х. Так оно и происходит. Но для этого нужны люди, которые беспокоились бы об этом возрождении, которые могли бы похлопотать, написать письмо, кому нужно. Только так можно поддержать молодые таланты.

"ЗАВТРА". Вы приехали в Москву как раз к началу политического взлета Иосифа Виссарионовича Сталина. И на ваших глазах проходила вся основная политическая карьера Сталина. Наверняка у вас сложилось какое-то мнение о годах его правления, о масштабе его личности.

Т.Х. В период моего приезда, в 20-е годы, покровителем культуры был Луначарский. А Сталин играл эту роль позже. Без сомнения, это величайший человек, который нашу Родину превратил в такое государство, которое стало величайшим в мире. Если взять культуру, не могу не вспомнить, как к нам приезжали из Америки наши коллеги-композиторы, которые признавались, что в Америке нет ничего похожего на ту огромную государственную поддержку, которая есть в СССР.

"ЗАВТРА". Может быть, разница отношения к культуре и, соответственно, жизнь культуры (в том числе и материальная), сейчас и во времена, о которых вы вспоминали, коренится в разнице культурного уровня руководителей государства? Сталин посещал оперные спектакли, симфонические концерты не протокола ради. А вот Ельцин на моей памяти не посетил такого рода мероприятия ни разу…

Т.Х. Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро — воспитывал, так сказать, своих сотрудников. Он страстно любил слушать Максима Дормидонтовича Михайлова — замечательный был бас. Сталин был на моей опере "В бурю". Поставил ее Владимир Иванович Немирович-Данченко, премьера была в 1939 году. Итак, там присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, и им понравилось. Сталин пригласил к себе Немировича-Данченко и меня. Еще раньше предупреждали, чтобы был наготове — но я в тот вечер был в Киеве. Там была премьера той же оперы, дирижировал Рахлин, он никогда не изучал заранее партитуру, и я не мог не быть в Киеве, чтобы хоть верные темпы показать. Но Сталин не обиделся. Во всяком случае, на следующий день в "Правде" напечатали статью, где говорилось, что руководители страны были на премьере оперы "В бурю", и Сталин высказал свою похвалу в отношении спектакля.

Я со Сталиным встречался четыре раза. Позже, когда был уже известным композитором. Сталин знал мою музыку и хорошо к ней относился, об этом говорит и Шепилов в своих воспоминаниях. Именно Сталин назначил меня Генеральным секретарем Союза композиторов. И мне пришлось в очень тяжелые дни 1948 года, когда обливали грязью наших лучших композиторов, зачитывать тот знаменитый доклад, который я не писал и который мне дали за полтора часа до начала Съезда Союза композиторов. Я знал, кто написал доклад, но я никому не стал говорить, кто это, не говорю и сейчас. Принял удар на себя… А писать доклады я тогда еще не умел, был косноязычен, это потом я "насобачился". А тогда, честно говоря, хотел только заниматься музыкой, сочинять, играть на рояле. У меня так хорощо все складывалось в музыке, в любимой профессии, когда неожиданно меня вызвали в ЦК и назначили главой композиторского союза! Мы с женой тогда прорыдали буквально всю ночь…

В то же время Сталин назначил меня и руководителем музыкальной секции комитета по Сталинским премиям. Председателем всего комитета был Фадеев, я — его заместителем, потом Фадеева сменил Тихонов, и я стал уже его заместителем. Поэтому, естественно, мне проходилось беседовать с Иосифом Виссарионовичем. Но какого-то специального разговора, когда бы меня учили, как нужно поступать, у меня со Сталиным не было.

Меня приглашал Жданов, который был образованнейшим человеком. Это сейчас стали из него делать пугало: якобы он был незнайкой, якобы садился за рояль и показывал великим композиторам, как нужно сочинять. Вообще пишут такую белиберду, что трудно представить, чтобы нормальный грамотный человек мог придумать такую штуку, как сейчас придумывают о советских руководителях, писателях. Что, к примеру, сегодня сделали с Горьким, со всей советской литературой!.. Нам оставили только как Евангелие "Мастера и Маргариту". Не спорю — хорошая, талантливая книга. Тем более я был знаком с Булгаковым. Я писал музыку к его пьесе "Дон Кихот", которая шла в театре Вахтангова. Но нельзя же так все переворачивать с ног на голову — возвышая одних, пусть и справедливо, втаптывать в грязь других!

"ЗАВТРА". Сталин в общении был каким: злобным, ожесточенным, равнодушным, холодным, или наоборот — сердечным, приветливым?

Т.Х. Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил Фадеев, мне один раз пришлось поспорить. Фадеев спорил по поводу книги "Даурия" писателя Седых. Мы приехали к Сталину втроем — Фадеев, Симонов, который был руководителем литературной секции, и я — руководитель музыкальной секции. Докладываем всему Политбюро о сложившейся ситуации. Никогда Сталин не вел заседания Политбюро. И в тот день его вел Маленков. Сталин сидел справа и принимал самое активное участие в обсуждении вопросов. Когда Фадеев высказал свое мнение о том, что он против награждения этого произведения Сталинской премией, поскольку там плохо отражена роль партии, Сталин возразил: это же литературное произведение, а не публицистика, зачем нужны такие политические подробности, такая точность? Возник спор. Фадеев сказал, что он категорически против, что он в то время был на Дальнем Востоке и вместе с Сергеем Лазо делал революцию. Он же был двоюродным братом Лазо, которого сожгли в топке японцы. Сталин обратился к Политбюро: ну что, дадим премию Седых? И вопреки мнению Фадеева, эту премию дали.

Или у меня была история. Тогда появился Нечипоренко — потрясающий балалаечник. Я никогда не слышал большего, потрясающего мастерства в этом направлении, чем у Нечипоренко. Он произвел на меня такое впечатление, что я решил во что бы то ни стало выдвинуть его на премию. И выдвинул. Пригласил его, он перед всеми сыграл, все обалдели от его мастерства. Его называли тогда "Ойстрах на балалайке", потому что он играл тогда весь виртуозный скрипичный репертуар на своем инструменте. Это было совершенно невероятно. На прослушивании был и председатель комитета. В то время им был Николай Николаевич Беспалов. Он решил лизнуть Сталину одно место и сказал: товарищ Сталин, такую премию — за народный инструмент? Ну как же можно? Мы этим самым снижаем значение такой престижной премии. И Сталин вроде бы согласился: пожалуй, вы правы. Вижу, что вся моя конструкция рушится. С присущим мне темпераментом я попросил слово у Сталина и стал говорить, что я вообще удивляюсь выступлению Беспалова, который, по-видимому, не знает истории этого инструмента, что еще в XIX веке Трояновский и Андреев приезжали к Толстому, играли ему, и он плакал и рыдал. Игре на балалайке учат в самых престижных музыкальных вузах. И говорить о том, что это все еще самодеятельный инструмент,— я такой глупости не могу пережить и протестую категорически. Тогда Сталин говорит коротко: дадим. И дали.

Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам — это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества. А фестивали и концерты! При Музфонде существовал специальный отдел музыкальной пропаганды, задачей которого была организация и пропаганда новых произведений. Мы построили свою типографию и свое издательство "Советский композитор". Издавали произведения, в том числе и молодых композиторов. Попробуйте сейчас что-нибудь издать! Только сами, за свои деньги.

"ЗАВТРА". Я участвовал в двух крупных хоровых фестивалях. Первый из них — Фестиваль отечественной хоровой музыки, задуманный Георгием Васильевичем Свиридовым — проходил в тот период, когда вы возглавляли Союз композиторов СССР. Это был 1990 год. И Фестиваль проходил в крупнейших концертных залах столицы. Тогда в Колонном зале дома Союзов исполнялись три моих произведения, и могу сказать, что я как композитор был избавлен от любой рутинной, бумажной работы. Я не занимался подбором помещения. Не готовил для исполнителей ноты, это делали специальные переписчики, специальные люди ксерокопировали их для хора...

Т.Х. Да, тогда создали бюро переписки…

"ЗАВТРА". Задачей молодого композитора тогда было присутствовать на репетициях и кланяться под аплодисменты. В этом году я также был участником государственного фестиваля “Всероссийские хоровые ассамблеи”, посвященного 90-летию Свиридова. При всей благодарности к титаническому труду его организаторов, скажу, что все нотно-транспортные проблемы приходилось решать самому и за свой счет. Вот вам и разница.

Т.Х. Тут и говорить нечего. Потому что мы тратили огромные деньги на пропаганду нашего искусства по всей огромной стране. Концерты проходили по всему СССР. А сколько мы устраивали пленумов в разных наших республиках! Потом я решил провести международные фестивали, и мы их успели провести три. Последний был в Ленинграде. Туда мы привезли весь цвет мировой музыки. Самые знаменитые композиторы всего мира участвовали в концертах Ленинградского мирового фестиваля. Были деньги на организацию, и приезжие музыканты жили бесплатно в шикарных гостиницах, кормили их тоже бесплатно, некоторым оплачивали и дорогу. Это был достойный прием гостей со всего мира нашим великим государством. Сейчас же в мире, насколько мне известно, даже и не догадываются, что в России остались еще настоящая музыка и влюбленные в свое дело музыканты…


Беседовал Иван Вишневский

Иосиф Виссарионович Сталин

"Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР - в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. Здесь, надо признаться, мы еще не все сделали. Здесь еще большое поле работы.
С особой силой поднимет голову национализм. Он на какое-то время придавит интернационализм и патриотизм, только на какое-то время. Возникнут национальные группы внутри наций и конфликты. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций.
В целом в будущем развитие пойдет более сложными и даже бешеными путями, повороты будут предельно крутыми. Дело идет к тому, что особенно взбудоражится Восток. Возникнут острые противоречия с Западом.

И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом."

И. Сталин. Из записи беседы с А.М. Коллонтай, ноябрь 1939 г.

  ВАЖНЫЕ СТАТЬИ
День Рождения Сталина - Праздничные мысли
Великое пророчество Сталина
Андрей Николаев .
О Стране и об отношении к Сталину
Профессор Сергей Лопатников .
Ни один порядочный человек не станет клеветать на другого порядочного человека, пусть даже он его враг. Примером тому - отношение к Сталину его великих современников-противников, современников-врагов, которых он бил без пощады и побеждал и на полях сражений, и в дипломатических баталиях. 

Читайте о Сталине больше
  КТО РУГАЕТ СТАЛИНА?


Кто ругает Сталина? Его не ругают те, кто жил в его время, его не ругают ветераны. А ругает вот это вот среднее поколение, которое не видело, не знает, не имеет понятия... От кого-то слышали, что-то видели, и вот теперь носятся: "Сталин плохой, Сталин сякой, Сталин эдакий"
Не будь "болотом", которое проглатывает всё,
что ему вкладывают в уши!
Читай больше,
Разберись во всём, 
ДУМАЙ САМ!!
Истина открывается думающим

"И до недавнего времени я был ярым антисталинистом. Но сейчас - после нескольких лет изучения доступных документов и аналитических публикаций - пришёл к выводу: всё сказанное об Иосифе Виссарионовиче Джугашвили официальными лицами после его смерти не имеет никакого отношения к реальности - не отражает её ни точно, ни зеркально, ни в каком бы то ни было кривом зеркале.
Его необходимо оценивать - и как частное лицо, и как государственного деятеля - безотносительно к каким бы то ни было официальным и/или учебным текстам. В рамках же анализа сохранившихся документов (и наших, и зарубежных) его роль в истории - как нашей страны, так и всего мира - представляется скорее резко положительной, нежели сколько-нибудь отрицательной".

Политолог Дмитрий Орешкин о Сталине
Какой я был тогда дурак
Умный человек всегда сможет избавиться от пропагандистских вирусов и отличить хорошее от плохого и правду от лжи. Анатолий Вассерман теперь за Сталина.
Имей мужество следовать Истине.

Для Де Голля не имело значения то, что у нас антисталинская кампания. Президент Франции, приехав в Москву, возложил венок на могилу Сталина. Представим, как чувствовали себя эти, так называемые, наши стоящие рядом лидеры, когда высокий, прямой, негнущийся Де Голль стоял на Красной площади у могилы Сталина, держа руку под козырек...
  

Говоря о «разоблачении» Хрущёвым «культа личности» Сталина, Черчилль отмечал: «Хрущёв начал войну   с покойником и проиграл  её».
Эту же войну уже проиграли и те, кто сегодня клевещет на Сталина.


НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
О методах антисталинистов (из Лукьяненко)
Проект "Аудиокниги товарища Сталина" завершил работу над вторым томом Собрания сочинений.
Ученый-историк Гровер Ферр о Хрущевской лжи
О Сталине, русской революции и ультра-националистах (слушая Проханова)
Александр Сатурн .
Пресс-релиз новой акции "Автобус Победы"
Skip to:
Интересные факты о Сталине
Сталин - национальный лидер
Юлия Сыроежкина .
Сталин в Туруханской ссылке
В. Швейцер .
Сталин был величайшей личностью XX века, величайшим политическим гением
Людо Мартенс .
Снижение цен при Сталине: расширение внутреннего рынка
Репрессии? Нет, не слышал!
Ширяков Денис .
Если не по лжи
Александр ДУГИН .
ГУЛАГ говорите? Жить не по лжи?
Иннокентий Сергеев .
Вожди голода
Сергей Тихонов .
Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах
Развитие СССР при Сталине
Сталин: экономика без кризисов
Советский прорыв
Александр Елисеев .
ШОК! Быстро ли строили при Сталине?
Про "Бессмысленные атаки"
Воевали ли солдаты за Сталина: Свидетельства ветеранов
Игорь Коротченко: «Предвоенная политика Сталина была абсолютно адекватной и грамотной»
ИС-2 - танк имени Сталина
Воевали ли солдаты "за Сталина"? Фотографии скажут лучше слов
Великая Победа Великого Народа под руководством Великого Вождя
Предвоенная дипломатическая победа Сталина
Александр Самсонов .
  ПОСЛЕДНЕЕ ВИДЕО
Моя Великая Война (Воспоминания танкиста)
Моя Великая Война (Блокада Ленинграда)
Моя Великая Война (Воспоминания минометчика)
Моя Великая Война (Правда о штрафниках)
Ялтинская конференция февраль 1945 г. Сталин, Рузвельт, Черчилль.
  НОВЫЕ КНИГИ
Краснознаменный Тихоокеанский Флот
И.В. Сталин смеется (Н.Ф. Хохлов)
Сталин и Церковь (П.Победоносцев)
П. Победоносцев .
Великий псевдоним (Вильям Похлебкин)
ИЗ ДНЕВНИКА ПАРТИЗАНСКИХ ПОХОДОВ (С.А.КОВПАК)
Основное правило исторической критики требует судить историческую личность в связи с той обстановкой, в какой он жил и воспитывался, с теми взглядами и понятиями, которые господствовали в его время.
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало разгулу антисталинизма положил на ХХ съезде КПСС Хрущев. Но оказалось, что из всех утверждений «закрытого доклада», напрямую «разоблачающих» Сталина или Берию, нет ни одного правдивого. Как выясняется, в своей речи Хрущев не сказал про Сталина и Берию ничего такого, что оказалось бы правдой. Самая влиятельная речь XX столетия оказалась плодом мошенничества.

Не верь всему, что пишут и говорят по телевизору. Думай сам. Узнай больше

  Избранное по теме
ШЕСТЬДЕСЯТ ОДНА НЕПРАВДА НИКИТЫ ХРУЩЁВА
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Еще один "авторитет" на котором строят свои измышления антисталинисты - Солженицын.
НО ОКАЗАЛОСЬ, что Солженицын никаких документов не видел и не читал, а по своему собственному признанию, "исследовал действительность методом литературного творчества".

Узнай больше
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На параде Победы в 1945-м году маршал Жуков сказал: "Мы победили потому, что нас вел к победе гениальный полководец маршал Советского Союза - Сталин!"

Именно Сталин как верховный главнокомандующий сделал возможной победу в мае 1945 года над гитлеровским фашизмом, победу, благодаря которой мы сейчас живы.

Узнай больше о роли Сталина во Второй Мировой войне

  Избранное по теме
Весь мир должен благодарить Сталина
Анатолий Вассерман .
Генералиссимус
Маршал Дмитрий Язов .
За что сражались наши деды
Кто выиграл войну - Сталин или народ?
Юрий Крупнов .
Полководец Сталин
Почему Запад вытесняет из сознания правду о Второй мировой войне
Ханнес ХOФБАУЭР .
Сталин и Победа
Егор Холмогоров .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При Сталине за четверть века, или точнее за 26 лет Советский Союз, несмотря на огромный урон!!!, причиненный его народному хозяйству войной, увеличил промышленное производство более чем в 20 раз, в то время как США, находившиеся в исключительно благоприятных условиях, смогли поднять производство лишь немногим более чем в 2 раза, а в целом промышленность капиталистического мира не дала даже такого прироста.

Сегодня мы живем за счет того, что было построено и создано при Сталине.


Узнай больше о том, как строил экономику Сталин

  Избранное по теме
Развитие СССР при Сталине
Сталинская экономика
Б.Н. Гунько .
Сталинское Экономическое Чудо Ч. 1
Павел Краснов .
Сталинское Экономическое Чудо Ч. 2
Павел Краснов .
Сталинское Экономическое Чудо Ч. 3 Интегральная Система Сталина
Павел Краснов .
Сталинская экономика
Олег Козинкин .
Сталин и коррупция
Александр Трубицын .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нам врут про коллективизацию. В преддверии надвигавшейся угрозы войны Коллективизация страны была необходимым условием создания мощных вооруженных сил.

Без коллективизации 30-х годов не было бы Победы в 1945-м!

Узнай больше о том как проводилась коллективизация и зачем она была нужна

  Избранное по теме
Ложь о голодоморе
Павел Краснов .
Построить невозможное
Павел Краснов .
Сталин и коллективизация
Сергей Миронин .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Патриархи Алексий и Сергий и блаженная Матрона благословили Сталина. Именно Сталин спас Церковь от погрома, проводившегося троцкистами. Именно Сталин отменил указ Ленина "О борьбе с попами и религией". Именно Сталин выделил средства на восстановление Церквей, вернул Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная Академия, помог с выборами Патриарха.

Узнай больше о том, что сделал Сталин для Церкви
  Избранное по теме
Да исправится молитва моя
Владимир Шкляев .
Из мыслей священника о Сталине
Протоирей Дмитрий Дудко .
Сталину удалось сделать то, о чем мечтал Данилевский
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Маршалы Рокоссовский, Жуков, Василевский, Устинов, Баграмян, Головин; Патриархи Сергий, Алексий, Христофор, Архиепископ Лука; ученые Королев, Яковлев, Грабин; Уинстон Черчилль, Шарль Де Голль, Франклин Рузвельт; Анна Ахматова, Корней Чуковский, Борис Пастернак, Александр Вертинский, Михаил Шолохов, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Ромен Ролан, Лион Фейхтвангер  - лучшие люди нашего времени, лучшие умы - все они глубоко уважали Сталина.

Узнай больше о том, как оценивали Сталина его современники,
те, кто знал правду
  Избранное по теме
Безупречный Воин России
Павел Краснов .
Великий Архитектор
Павел Краснов .
Имя России - Сталин!
Георгий Знаменский .
Максим Мищенко: «Если завтра появится новый Гитлер – мы ответим ему новым Сталиным»
Не в последний раз о Сталине
Владимир Михайлов .
Сталин - национальный лидер
Юлия Сыроежкина .
У Сталина белые крылья и золотой нимб
Александр Проханов .
  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
На то, чтобы оклеветать Сталина тратятся миллиарды долларов. То плохое, что о нем пишут и говорят, является ложью.

Узнай ЗАЧЕМ и КОМУ ЭТО НУЖНО
  Избранное по теме
«Сталинские репрессии». Навсегда развеянные мифы.
Арсен Мартиросян .
ГУЛАГ: АРХИВЫ ПРОТИВ ЛЖИ
Марио СОУСА .
Здравые рассуждения о массовых репрессиях
Павел Краснов .
Какой я был тогда дурак
Анатолий Вассерман .
О попытке представить палачей «жертвами репрессий»
Леонид Жура .
О тысячах миллионов арестованных
Профессор Сергей Лопатников .
Очищение армии
Игорь Пыхалов .
Репрессии - Виновные и Невиновные
Павел Краснов .

«Чем больше фактов о Сталине и его эпохе узнаешь, тем грандиознее вырисовывается фигура этого Великого Гения.

Для меня сегодня - отношение к Сталину - это критерий ума и честности:
анти-сталинист - это либо малограмотный дурак, либо подлец.
Третьего не дано».


Проф. С. Лопатников

 

  КНОПКА ПРОЕКТА


© 2019 Проект "Правда о Сталине", all rights reserved
О проекте,Пользовательское соглашение,Ссылки, О разработке сайта, Обратная связь,Объявления
Сталин-Главная,Личность Сталина,Правда о репрессиях,Коллективизация, Экономический подъем,Вторая мировая,Сталин и церковь,Разоблачение лжи,Библиотека

Сайт построен на базе системы управления контентом разработанной: ООО «Кибер Технологии». Яндекс.Метрика