Ваш регион:    
  

  
 
 

«Он пришел в революцию ради «божественной мечты» о всеобщей справедливости, сумел взметнуть выше дерев пламень надежды и веры целого народа и погиб от рук людей, хранящих в душах тьму, — если не физически, то в памяти потомков.
Его имя вычеркнули из книг, но оно проступило между строк, как проступают фрески на беленых стенах собора. Его портрет замазали дегтем, но пришло новое поколение и принялось расчищать деготь, отыскивая под ним рисованный золотом облик Сталина, а под золотом — первозданные краски портрета Иосифа Джугашвили, сына сапожника и прачки из захолустного грузинского городка, поэта, сменившего перо на скипетр, гения, рожденного на соломе и невероятным стечением обстоятельств ставшего владыкой полумира…»

Е. Прудникова

   ВАЖНЫЕ СТАТЬИ
Сталин - национальный лидер
Юлия Сыроежкина .
Безупречный Воин России
Павел Краснов .
Великий Архитектор
Павел Краснов .
Сталин был величайшей личностью XX века, величайшим политическим гением
Людо Мартенс .
Сталин. Сталинская эпоха. Сталинизм
А.А. Зиновьев .
Сталин и Грозный
Сталин трижды спасал Россию
Сталин как символ
Сталин. Краткая биография.
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПАТРИОТ
Геннадий Зюганов .
Имя России - Сталин!
Георгий Знаменский .
Такой "подозрительный, кровавый" Сталин
Александр Елисеев .
ИМЯ РОДИНЫ - ИМЯ СТАЛИНА
Александр Богатырев .
Геополитическое наследие Сталина
Леонид Ивашов .
Не в последний раз о Сталине
Владимир Михайлов .
Шесть часов со Сталиным на приеме в Кремле
Энвер Муратов .
Беседа И.В. Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 г.
Запись беседы товарища Сталина с германским писателем Лионом Фейхтвангером
У Сталина белые крылья и золотой нимб
Александр Проханов .
Ода Сталину
Татьяна Тищенко .
Максим Мищенко: «Если завтра появится новый Гитлер – мы ответим ему новым Сталиным»
30 фактов о Сталине
Характер Сталина
Владимир Кабаков .
  СТАЛИН В СЕМЬЕ
Артём Сергеев: «СТАЛИН НАС ЛЮБИЛ И БЕРЁГ»
С генерал-майором артиллерии Артёмом Фёдоровичем Сергеевым, хорошо знавшим И.В.Сталина и его близких, корреспондент газеты "Завтра" ведет разговор о воспитании и взаимоотношениях в семье Иосифа Виссарионовича.
  СТАЛИН И ИСКУССТВО
Тихон Хренников: «СТАЛИН ЗНАЛ МУЗЫКУ ЛУЧШЕ НАС...»
Интервью знаменитого композитора газете "Завтра"
Сталин в Туруханской ссылке
В. Швейцер .
Рецензия на сценарий фильма "Суворов" (Мосфильм, 1940 г.), написанная Сталиным.
И.В. Сталин смотрит кино
Беседа И.В. Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 г.
«Культ личности»
  КАКУЮ СТРАНУ СТРОИЛ СТАЛИН
Простое советское детство...
Ирина Маленко .
Их вырастил Сталин
Александр Трубицын .
СССР и нынешняя «Раша»
СССР при Сталине: только факты!
Как это делалось при Сталине
Максим Калашников .
Достижения СССР
П. Абаев .
Вектор Сталинской политики
Юлия Сыроежкина .
Сталин и дети
Снижение цен при Сталине: расширение внутреннего рынка
  КНИГИ
Сталин.Правда и ложь (В. Жухрай)
Сталин без наветов. Только факты (А. Голенков)
Предлагаю «объяснить» Сталина (А. Голенков)
ПОЛКОВОДЕЦ СТАЛИН (Б.Г. Соловьев, В.В. Суходеев)
Одиннадцатый удар товарища Сталина (А.А. Шабалов)
Иосиф Джугашвили (Елена Прудникова)
Гений Сталина (Л. Исаков)
Сталин как символ

Сталин уже не просто человек, он образ. Или, если угодно, символ. А когда говорят о символе, не смотрят на технические дефекты частного случая его изображения. Сталин-человек — это другое. Тут, в историческом контексте, можно и про его личные недостатки рассуждать, и про совершенные ошибки. Но символ — абстракция. Идея в чистом виде. Лишенная огрехов реализации. И если нападки идут на дорогой человеку символ, то человеку пофиг, чего там на самом деле было — он не за «на самом деле» бьется, а за то, что этот символ выражает.

Теперь вопрос: а что это за символ? Символ чего?

Собственно, Сталин сейчас — воплощение мега-древнего сюжета о приходе Героя-Мессии. В той или иной форме этот сюжет вошел наверно во все религии, поскольку выражал он не религиозную, а над-религиозную идею, характерную для всех людей в целом. Краткий смысл ее такой: когда все из рук вон плохо, когда человек человеку — волк, когда уже невыносимо, придет Мессия, который свершит Праведный Суд надчеловеческой волей, покарает зло, вознаградит за добро, и наступит на Земле повсеместное счастье и справедливость.

Нам, живущим в понятийном поле христианской цивилизации, это сюжет, само собой, транслирует Библия. Хотя большинство уже и не особо в курсе, что там и почему. Идея «второго пришествия», тем не менее, известна практически всем — через ее множественные отголоски в культуре.

В христианстве ведь как? При первом пришествии Христос даровал человечеству возможность спастись (иными словами, за праведность попасть в рай), а при втором его пришествии организуется Царство Божье на Земле.

Перед вторым пришествием Христа будет иметь место глобальное чукалово со Злом, а также многочисленные катаклизмы и пертурбации. После же него, — аккурат перед наступлением всеобщего рая, — Иисус сядет Верховным Судией и каждому по делам его воздаст. Причем не только ныне живущим, а и ранее жившим тоже.

В общем, «второе пришествие» — это, скажем так, образ выправления положения вещей и воплощения высшей справедливости. Жажда оного и, соответственно, чувство его самого приближения, особенно сильно у народа проявляется во время смутных времен — не зря ведь перед ним пророчат страшные коллапсы и катаклизмы.

Тут, повторюсь, речь не о религиозности кого-то лично. Человек может быть целиком и полностью атеистом, но идею эту вполне себе воспринимать и ждать «Мессию»: идея-то ведь надрелигиозна, а библейская концепция — лишь частный случай ее воплощения. У нее и светских выше крыши. Любой спасающий людей пачками Бэтмен из комиксов — тоже частный случай подобного рода идеи. Это общее место для всего человечества: когда коллапс и распад, когда вроде бы уже и без шансов, появится кто-то, способный отделить зерна от плевел, и этот кто-то будет выразителем не только лично себя самого, а чего-то более глобального. А дальше уже каждый от себя добавляет, чего: бога, нации, народа, класса, хоть даже «объективных исторических процессов».

Эта идея — проекция инстинкта коллективного самосохранения. И когда обществу говорят «хрен тебя уже что спасет», это общество отвечает «ни фига, придет Мессия, и тогда огребете вы свое». Отвечает, повинуясь даже не какому-то разумному проекту, а ощущению, что не может быть иначе.

Идея явления Мессии вдобавок подкрепляется концепцией повторности явления. Каждый интуитивно понимает, что если Мессия никогда не приходил, то позиция как-то не особо прочна. Гораздо прочнее, если уже один раз такое было. Ну, типа, положим, в тот раз не все получилось, однако многое. Ну там, Иисус повел за собой, явил чудеса и, самое главное, даровал спасение. А в следующий раз он себя еще круче покажет.

Так вот, Сталин, как легко догадаться, в этом интуитивном ощущении играет ту роль, которую ранее играл Иисус Христос. Причем, совпадений крайне много. Это не просто ожидание, что Сталин восстанет из мертвых. Тут, как с Христом, дело не просто в воскрешении, тут дело в целой последовательности событий и метафизическом взгляде на эту последовательность. Тут вам и распад, и кризис — в современности, — и последующий Праведный Суд («как тогда»), и Царство Божие («в прошлый раз» оно было выражено через уникальную на тот момент идею: у нас не должно быть и нет ни рабов, ни господ, — которая была не только озвучена, но и воплощена). И финальное чукалово со Злом в промежутке.

Само собой, пофиг, идеален ли был «Мессия» в реальности. Пофиг, что суд не всегда был праведным, а идея равенства воплощена не целиком. Речь ведь о символе. Причем не столько о символе непосредственно «Мессии», сколько о том, что он с собой приносит. Именно из этого вытекает почитание этого символа — не за факт существования некоторой личности, а за ей содеянное. И за то, что потенциально будет содеяно.

О да, Сталин был не один. Так и все Мессии тоже были окружены учениками, последователями, единомышленниками и даже организациями. Мессия, повторюсь, не личность, а символ. Символ той идеи, которую он выражает, и всех сторонников этой идеи.

В качестве зримого выразителя символа обычно выбирается наиболее близкий к нему на данный момент реальный (или, пусть даже, мифический, но правдоподобный) деятель. Раньше, понятно, это был Иисус, а сейчас, поскольку общество по факту атеистическое, — Сталин. А кого еще-то выбрать? Некого.

Поэтому тщетны попытки уничтожить символ, пытаясь указывать на его недостатки. Недостатки, они у Сталина-человека, но не у Сталина-символа. Как верующий из средневековья плевать хотел на какие-то там огрехи человека-Христа, так же плевать на огрехи человека-Сталина. Как верующий в лучшем случае покрутил бы у виска, в ответ на заявления об ущербности Мессии в его человеческом облике, так крутят у виска в ответ на обвинения Сталина. Христа ведь не зря наделили двойственной природой: человеческой и божественной. В этом как раз и выразилось различение бренной телесной оболочки и символического значения. О да, он был несовершенен, но предъявите того, кто совершеннее, кто лучше подходит на роль метафизического символа — тогда и поговорим.

Собственно, со Сталиным ровно так же. Покажите нам еще кого-то, кто лучше подходит на эту роль. Нет такого? Тогда пока что ее играть будет Сталин. Оно ж понятно, что от столь важного символа и стоящей за ним идеи человек отказываться не собирается.



lex-kravetski


http://www.rosbalt.ru/blogs/2011/02/22/822144.html

© 2017 Проект "Правда о Сталине", all rights reserved
О проекте,Пользовательское соглашение,Ссылки, О разработке сайта, Обратная связь,Объявления
Сталин-Главная,Личность Сталина,Правда о репрессиях,Коллективизация, Экономический подъем,Вторая мировая,Сталин и церковь,Разоблачение лжи,Библиотека

Сайт построен на базе системы управления контентом разработанной: ООО «Кибер Технологии». Яндекс.Метрика