Ваш регион:    
  

  
 
 

«Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснять его огромную власть в России. Я думал раньше, прежде чем встретиться с ним, может быть, о нём думали плохо потому, что люди боялись его. Но я установил, что, наоборот, никто его не боится и все верят в него».

Герберт Джордж Уэллс о Сталине.

  СТАЛИН В СЕМЬЕ
Артём Сергеев: «СТАЛИН НАС ЛЮБИЛ И БЕРЁГ»
С генерал-майором артиллерии Артёмом Фёдоровичем Сергеевым, хорошо знавшим И.В.Сталина и его близких, корреспондент газеты "Завтра" ведет разговор о воспитании и взаимоотношениях в семье Иосифа Виссарионовича.
  СТАЛИН И ИСКУССТВО
Тихон Хренников: «СТАЛИН ЗНАЛ МУЗЫКУ ЛУЧШЕ НАС...»
Интервью знаменитого композитора газете "Завтра"
Сталин в Туруханской ссылке
Рецензия на сценарий фильма "Суворов" (Мосфильм, 1940 г.), написанная Сталиным.
И.В. Сталин смотрит кино
Беседа И.В. Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 г.
«Культ личности»

СКРОМНОСТЬ

Кинорежиссер Сергей Юткевич, поставивший картину "Человек с ружьем", много раз рассказывал о том, что в сценарии Николая Погодина была сцена беседы Ленина и Сталина. Во время разговора вдруг у Сталина гаснет трубка. Ленин вскакивает, быстро идет по коридору и, встретив матроса, одалживает у него спички. Берет коробок, возвращается в комнату и, зажигая спичку, помогает Сталину раскурить трубку. Юткевич говорил: "Этот "эпизод с трубкой", как мы его называли, должен был на экране длиться 40 секунд. Съемки шли. Михаил Штраух (Ленин) и Михаил Геловани (Сталин) провели несколько репетиций "эпизода с трубкой". Как вдруг на "Мосфильм", прямо в павильон приезжает сам начальник ГУКа - Главного управления кинематографии - Шумяцкий и привозит вычитанный лично товарищем Сталиным сценарий, где его собственной рукой была вычеркнута сцена с раскуриванием трубки. И фраза, которую я запомнил на всю жизнь, написанная пером с большим нажимом: "Тов. Ленин не зажигал спички для товарища Сталина". Сталин был удивительным человеком, и его главным качеством была скромность".

  ВИДЕО
Шутка Сталина
  КНИГИ
И.В. Сталин смеется (Н.Ф. Хохлов)
  СТАЛИН - ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Стихи Сталина
Сталин - занимательные факты
О "культе" личности
Сравнение сталинского "Огонька" с демократическим
Интересные факты о Сталине
Ветер истории - юмор Сталина
Афоризмы Сталина
30 фактов о Сталине

"...А вот есть такая тема, которая очень важна, — сказал Сталин, — которой нужно, чтобы заинтересовались писатели. Это тема нашего советского патриотизма. Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, — сказал, Сталин, строя фразы с той особенной, присущей ему интонацией, которую я так отчетливо запомнил, что, по-моему, мог бы буквально ее воспроизвести, — у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция отсталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли, но вскоре полезло слишком много немцев, это был период преклонения перед немцами. Посмотрите, как было трудно дышать, как было трудно работать Ломоносову, например. Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами, — сказал Сталин и вдруг, лукаво прищурясь, чуть слышной скороговоркой прорифмовал: — засранцами, — усмехнулся и снова стал серьезным.

Простой крестьянин не пойдет из-за пустяков кланяться, не станет ломать шапку, а вот у таких людей не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия. У военных тоже было такое преклонение. Сейчас стало меньше. Теперь нет, теперь они и хвосты задрали. — Сталин остановился, усмехнулся и каким-то неуловимым жестом показал, как задрали хвосты военные. Потом спросил:

— Почему мы хуже? В чем дело? В эту точку надо долбить много лет, лет десять эту тему надо вдалбливать. Бывает так: человек делает великое дело и сам этого не понимает, — и он снова заговорил о профессоре, о котором уже упоминал. — Вот взять такого человека, не последний человек, — еще раз подчеркнуто повторил Сталин, — а перед каким-то подлецом-иностранцем, перед ученым, который на три головы ниже его, преклоняется, теряет свое достоинство. Так мне кажется. Надо бороться с духом самоуничижения у многих наших интеллигентов"

К.М. Симонов

И.В. Сталин смотрит кино


О том, как жуткий диктатор смотрел кино, мне рассказывали Григорий Рошаль, Михаил Ромм, Александр Довженко, Григорий Александров, Иван Пырьев и другие довольно известные режиссёры 40—60-х годов.

Григорий Михайлович Козинцев, талантливейший режиссёр прошлого, на одном из таких кинопоказов упал в обморок.

На правительственный просмотр фильма «Юность Максима» по традиции пригласили его создателей: режиссеров Козинцева и Трауберга. Трауберг болел, и пришел только Козинцев. Естественно, во время фильма он очень волновался и пытался угадать мнение Сталина. В это время вошел Поскребышев, передал какую-то записку, посветил фонариком. Сталин прочитал и буркнул: «Плохо!» Козинцев потерял сознание. Увидев это, Сталин сказал: «Когда очнется этот хлюпик, объясните ему, что „плохо“ относится не к фильму!.. Товарищу Сталину весь мир говорит „плохо“ — не падает же Сталин от этого в обморок!» И распорядился, чтобы впредь фильмы представлял председатель Комитета по делам кинематографии.

И вот передо мной — очередной протокол встречи Сталина со своими соратниками. Тема встречи — кино.

Кто вёл протокол — неизвестно. Молодым кинематографистам, я думаю, ознакомиться с этим документом полезно. Представляет интерес данный документ и для тех, кто просто интересуется историей кино.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян


13.VII.1934 с 21 часа до 1 ч. ночи на 14.VII.1934 г.

(Присутствовали: тт. Молотов, Ворошилов, Куйбышев, Каганович, Жданов, Орджоникидзе и Енукидзе)

Сталин при встрече спросил — как идут дела, что будем смотреть.

Шумяцкий (начальник Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР) ответил, что дела идут: ряд неплохих картин находятся уже на выданье, а смотреть можем «Челюскина» и еще некоторые другие фильмы.

Ворошилов. Есть действительно великолепные фильмы, как о Донбассе(«Восстание человека»).

Сталин. А дряни подобно «Гармони» не ставите?

Шумяцкий. Не могу поручиться, что все производимые картины будут хорошими. Среди них возможны одиночки — брак. Однако «Гармонь» я считаю не дрянью, а только посредственной фильмой молодого, подающего надежды постановщика.

Ворошилов. Не смягчайте — это пошлая картина, в которой гармонь превращена чуть ли не в основной рычаг классовой борьбы.

Каганович. Да, дрянь и безвкусица изрядная.

Сталин. Нет, а «Гроза», «Любовь Алены», «Сердце Турции» и «Челюскин» — картины настоящие. Научились ребята ставить и актеров заставили хорошо работать.

Сталин. Мы решили вам помочь. В ближайшее время вызовем вас, нужных вам работников, и вы нам скажете, что вам надо, чтобы руководимую вами работу еще более развернуть и двинуть ее по-настоящему. Укажите, какие нужны средства, импорт, какие необходимо построить новые заводы, что дать вам из оборудования, автотранспорта. У вас заводы есть.

Шумяцкий. Заводы у меня есть, но небольшие. А потребность огромна. Надо делать не только производственную аппаратуру, но и проекционную. Ее производство — массовое, и на своих небольших заводах я его ставить не могу.

Сталин. А кто же изготовляет вам ее сейчас?

Шумяцкий. Заводы т. Серго [Орджоникидзе]. Но они из года в год спецзаказами вытесняют ее, сократив количество выпущенных проекционных аппаратов за последнее трехлетие в шесть раз. К тому же над качеством и конструкцией их они не работают и держат нас на аппаратуре морально изношенных моделей.

Сталин. Нет, вам нужно построить свои большие и по последнему слову техники оборудованные заводы. На заводы же Серго нечего рассчитывать. Это дело ему несподручно. Свои вам нужны, свои. Наряду с заводами аппаратуры вам нужно быстро и хорошо строить большие заводы пленки и других предметов кино и фото, им обслуживаемых, полиграфией, изданиями, печатью. Мы вам поможем в этом. Нужны будут средства, оборудование, импорт, бумага — дадим. Дайте ваши обоснованные предложения, продумайте, кого пригласить на этот доклад и подготовку вопроса.

Шумяцкий. Попрошу помочь также людьми. Мы ими особенно бедны.

Сталин. Конечно, раз хотим развивать вашу отрасль, за людьми дело не станет. Обяжем дать любых нужных работников. Одним словом все, что вам надо для создания самостоятельной кинематографии, подготовьте. Никто из наркоматов за вас этого не сделает, не до того им.

Шумяцкий. Подготовлю исчерпывающие требования. Конечно, у всякого своих нужд много. Поэтому я все время боролся за свою механическую, пленочную и сырьевую базу, за поднятие удельного веса кинематографии и фотодела как самостоятельных и широко развитых отраслей.

Сталин. И людей не забудьте, кого надо отметить, поощрить. В связи с развитием вашей работы вижу, что и у вас они имеются.

Шумяцкий. Конечно, имеются, и их не забуду, ибо с ними вытягивал и вытягиваю столь трудное дело.

После этой беседы начали смотреть «Челюскин». Принимали хорошо, реагируя похвалой по адресу Шафрана и монтажера.

И.В.Сталин после просмотра ленты сказал, что впечатление потрясающее. За эти полтора часа снова пережиты все волнения и ожидания, вновь создано ощущение небывалого подъема страны при встрече челюскинцев и летчиков. Дал ряд дополнений и исправлений (прилагается). Спросил, как идет реализация фильма за границей.

Шумяцкий дал нужную справку.

Сталин. За хорошо организованную работу и несомненные улучшения всего кинофотодела мы передаем вам всю выручку валюты с этой картины, чтобы было чем на первых порах подкормиться, купить недостающую и улучшенную производственную аппаратуру и отсутствующие у вас материалы и приборы для улучшения художественного качества картины. Это, конечно, не в счет того, о чем говорили.

Шумяцкий. Принимаю. Обещаю за картину выручить больше, чем предполагали до сих пор.

Куйбышев. Ловко. Как только ему отдали выручку, он увеличивает поступления.

Сталин. А как же, так и должно быть — стимул! Ну, что дальше будем смотреть?

Ворошилов. Давайте картину «Веселые ребята».

Сталин. Что еще за картина?

Ворошилов. А это интересная, веселая, сплошь музыкальная картина с Утесовым и его джазом.

Шумяцкий. Но только у меня всей нет. Она заканчивается сегодня. Могу показать лишь начальные (три) части.

Сталин. Он нас интригует. Давайте хотя начальные.

Каганович. Но ведь Утесов — безголосый!

Жданов. К тому же он мастак только на блатные песни.

Ворошилов. Нет, вы увидите. Он очень одаренный актер, чрезвычайный весельчак и поет в фильме здорово. Фильма исключительно интересная.

Шумяцкий. Мы его заставили и играть и петь по-настоящему.

Каганович. А как вы это достигли?

Шумяцкий. Рассказал про технические возможности звукового кино.

Сталин. Раз интересно, давайте посмотрим.

Во время просмотра этой части «Веселых ребят» стоял гомерический хохот. Особенное реагирование (Иосифа Виссарионовича, Клементия Еф., Лазаря Моисеевича и Жданова) вызывали сцены с рыбой, пляжем и перекличкой фразы — «Вы такой молодой и уже гений!», «как же можно», «привычка». Очень понравился марш, пароход, перекличка стада и пр.

Начали спрашивать, кто снимал и где.

Шумяцкий объяснил.

Каганович. Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а говорили, что эта ваша Московская фабрика — не фабрика, а могила. Даже в печати об этом часто говорят.

Шумяцкий. Это говорят у нас только скептики, пессимисты, люди, сами мало работающие.

Сталин. Скажите просто бездельные мизантропы. Таких ведь около всякого дела имеется еще не мало. Вместо того, чтобы в упорной работе добиваться улучшения дела, они только и знают, что ворчат и пророчествуют о провалах. Но давайте не отвлекаться и еще смотреть картины, такие же интересные картины, как эта. Когда вы покажете полностью и что еще сейчас покажете.

Шумяцкий. Всю картину покажу на днях. Сейчас могу показать новую немую фильму «Пышка».6

Сталин. Не по Мопассану ли?

Шумяцкий. Да.

Сталин. Если хорошо поставлено, то весьма интересно. «Пышка» — хорошее, ярко бичующее мещанство, ханжество произведение Мопассана.

Когда начинался просмотр этой ленты, то И.В. все время рассказывал содержание рассказа Мопассана. В том же месте, где Пышка бьет за приставания демократа и где в ленте нет о том надписи, И.В. рассказал тексты ее реплики и выразил желание, чтобы здесь была дана яркая, поясняющая надпись. О картине он несколько раз сказал: «Очень сильно и культурно скомпонованная вещь, поставлена с большим размахом и художественным смыслом». Особенно хвалил операторов. Спросил, кто и где ставил.

Когда Шумяцкий сообщил, что снова на Потылихе (Московский кинокомбинат), то Сталин отметил, обращаясь к Л.М.Кагановичу — «Видишь, снова твоя Москва идет впереди. Это неплохо. Картина исключительно интересна. Вообще Мопассан дает своими произведениями для кино много таких же интересных сюжетов».

Жданов. Да, картина исключительно интересная. Жалко, что только не звуковая.

Сталин. Конечно, мы уже привыкли к звуковым. Но ты забываешь, что огромное большинство экранов — немые, а такие картины, как эта, должны показываться массам.

Спросил, сколько делаем звуковых и немых.

Шумяцкий указал на соотношение 1:1 и на вредные тенденции в этом деле, между прочим, на теорийку «немых вариантов».

Сталин. Правильно делает. Нельзя останавливать развитие звуковых, но в то же время надо обязывать продолжать ставить полноценные немые, не являющиеся, как вы говорите, отходом от звуковых.

Ну давайте еще что-нибудь посмотрим.

Шумяцкий показал 17 № звукового журнала, предварив, что не рискует его выпустить, ибо ему сдается, что заснятый в нем сюжет приема в члены Союза писателей по существу может вызывать возражения.

После просмотра И.В., Вяч. Мих., Клем. Еф. и Жданов стали указывать, что прием в Союз по существу проводился не так, как надо. Люди не поняли, что они — общественная организация, которая не может отгораживаться от всех, кто честно работает на писательском поприще.

Шумяцкий указал, что драматургов в кино совершенно не приняли в Союз. Мы не требуем снижения квалификационных требований при их приеме, что мы настаиваем на этом.

Сталин (обращаясь к т. Жданову). Это ведь в твоем ведении. Как же они там так чудачат?

Жданов. Придется, видно, и на этот раз самому вмешаться. Мне самому пришлось свыше 160 заявлений о восстановлении рассмотреть. Займусь и сейчас. Относительно неприема в Союз драматургов кино поступили неправильно. Напишите мне, пересмотрим. Юдин, Кирпотин относятся к делу формально, потакая замкнутости.

Сталин. Конечно, разберись, и дай возможность быть в Союзе честно работающим и драматургам кино. А как Горький относится к этому?

Шумяцкий. Он — за прием драматургов кино в Союз.

Сталин. Ну, и хорошо. А сюжет этот из киножурнала устраните, неловко. Смеяться будут над легкомысленным отношением Юдина и других к приему членов в Союз.

Прощаясь сказал: «Не забудьте же».

14.VII.34.


http://1001.ru/arc/issue752

© 2017 Проект "Правда о Сталине", all rights reserved
О проекте,Пользовательское соглашение,Ссылки, О разработке сайта, Обратная связь,Объявления
Сталин-Главная,Личность Сталина,Правда о репрессиях,Коллективизация, Экономический подъем,Вторая мировая,Сталин и церковь,Разоблачение лжи,Библиотека

Сайт построен на базе системы управления контентом разработанной: ООО «Кибер Технологии». Яндекс.Метрика