«…У одного человека было два сына; И он, подошед к первому, сказал: сын! Пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу», а после, раскаявшись, пошел» (Мф.21; 28-29.)
Иосиф Сталин и небольшая группа его единомышленников в партии большевиков каким-то чудом смогли собрать из обломков Российской империи новое могучее государство, освободившее Европу от фашистской оккупации и первым в мире покорившее космос. Они сохранили Церковь от окончательного погрома троцкистов, намеченного на 1943 год. И, при всем этом, в истории ХХ века нет ни одного имени, которое было бы в такой степени демонизировано и оболгано. Даже Ленин и Троцкий, поставившие целью «покончить с попами и религией», создавшие ГУЛАГ и узаконившие аборты, не подверглись такой массированной атаке лжи, не говоря уже о близких родственниках Царской семьи, дворянских и церковных либералах, в сотрудничестве с нашими национальными и вероисповедальными врагами обрушивших Русское Православное Царство. Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью документов, имеющихся сегодня в открытом доступе.
Передо мною выдержки из «Декларации» от 29 июля 1927 года, изданной митрополитом Сергием Страгородским, заместителем Патриаршего местоблюстителя. Этот документ фактически провозглашал мирное отношение Церкви к Советской власти, чтолежит в русле церковного отношения к государственной власти, установленного Христом и неизменного с древнейших времен. Обратимся к тексту:
«Одной из забот почившего нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильное отношение к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Ныне жребий быть временным Заместителем первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и труд продолжать дело почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мной православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне Временного патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона. <…> Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства, …а с нашим народом и с нашим правительством. <…> Теперь наша православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и, по гражданским законам, вполне легальное центральное управление, а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и т.д. Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу, благоволившему о Святой нашей Церкви. <…> Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. <…> Недаром ведь Апостол внушает нам, что тихо и безмятежно жить во всяком благочестии мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2.2), или должны уйти из общества… Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности,.. людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись временно от дела…».
Для многих в Церкви того времени эта декларация послужила соблазном, многие, особенно в эмигрировавшей части Церкви, посчитали ее предательством. Но не случайно этот шаг митрополита Сергия первыми поддержали сосланные на Соловки служители церкви во главе с архиепископом Иларионом (Троицким). Именно они видели, что это единственно возможный путь жизни Церкви Христовой: всегда, при любой власти трудиться о спасении душ своей паствы.И здесь сразу встает вопрос — откуда такое изменение в отношениях Государства и Церкви? Ведь совсем еще недавно эти отношения представляли собой, по сути дела, войну. Ясность в этот вопрос вносят документы, которые я впервые прочитал в двухтомнике Героя Советского Союза, разведчика, прошедшего лагеря и штрафбат, а впоследствии полковника Генштабаписателя Владимира Карпова. Этот двухтомник называется «Генералиссимус» и вышел в 2003 г. к 50-летию кончины И.В. Сталина в издательстве «Вече». Я прошу простить меня за длинные цитаты из этих документов, но они в корне опровергают ложь о Сталине как о гонителе Церкви.
…Сталин приводит многочисленные примеры надругательства над православными храмами и репрессий духовенства и дает им оценку:
«Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной ясностью свидетельствуют о том, как неосторожно, несерьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти… <…>
Исходя из сказанного, ЦК постановляет:
- воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля;
- воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
- воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. П. II;
- воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с ярко контрреволюционными деяниями «служителей церкви» и верующих;
- при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИКа от 29/III-23 г.; <…>
- ответственность за приведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.
Секретарь ЦК И.Сталин. 16 / VIII-23 г.
Это Постановление ЦК вышло сразу же после Заявления патриарха Тихона о лояльности Церкви к советской власти. Но в руководящей группировке того периода И.В.Сталин был лишь секретарем, поставленным письменно оформлять и проводить в жизнь решения верховных руководителей — Ленина и Троцкого. Поэтому приведенное циркулярное письмо на местах исполнялось только стопроцентными сторонниками Сталина, сочувствующими Церкви, которых в партийных организациях тогда было немного. Государственный же аппарат, силовые структуры, хозяйственные и культурные органы Советского Союза были переполнены преступниками, выпущенными из тюрем; после свержения Государя Императора в 1917 году все тюрьмы были открыты, и на свободу вышло несколько сотен тысяч бомбометателей, грабителей, убийц и воров. Они сразу надели кожанки, обзавелись маузерами и мандатами, и в стране начался массовый террор — первый признак смуты в государстве. Многие исторические материалы свидетельствуют о том, что «большевики — интернационалисты» усилиями одного из лидеров ВЧК, бывшего семинариста Якоба Петерса, стремились при помощи насаждения обновленчества разложить Церковь изнутри. И.В.Сталин, тоже бывший семинарист, был единственным реальным политиком, поддержавшим тихоновцев. Об этом, в частности, можно прочитать у митрополита Вениамина(Федченкова) и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Но наши церковные историки, даже самые авторитетные, предпочитают упорно не замечать очевидных фактов.
Именно к 1927 году в правящей партии патриотически настроенные сторонники И.В.Сталина победили троцкистов и взяли курс на возрождение всего традиционно русского, включая сюда Церковь, нашу историю и культуру. В это время были запрещены все секты! Но до полной победысталинцев в партийном, государственном аппаратах, в армии и органах правопорядка пройдет еще одиннадцать лет безпощадной борьбы с троцкистами и прочими замаскировавшимися врагами и преступниками, забившими все поры властных структур. Позднее, укрепив свою власть в борьбе с разного толка оппозиционерами на партийных съездах и пленумах, Сталин уже издает и такие документы, защищающие православие:
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
СТРОГО СЕКРЕТНО
Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
№ 1037 / 19 т. Менжинскому В.Р.
12 сентября 1933 г.
В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников.
Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.
На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества.
Органы Советской власти и рабоче- крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры ( вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности ) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества.
Секретарь ЦК И. Сталин.
Архитекторы старшего поколения вспоминали, что именно благодаря настоянию И.В. Сталина был сохранен намеченный к сносу храм Василия Блаженного. А вот еще один убедительный документ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
СТРОГО СЕКРЕТНО
Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
№ 1697 / 13
11.11.1939 г. товарищу Берия Л.П.
Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.
Решение от 11 ноября 1939 года
Вопросы религии.
По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:
1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
2). Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666 — 2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК — ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, — отменить.
3). НКВД СССР провести ревизию осужденных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
4). По вопросу о судьбе верующих, принадлежащих иным конфессиям и находящихся под стражей и в тюрьмах, ЦК вынесет решение дополнительно.
СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН.
Какие еще нужны аргументы?
И.В.Сталин искренне ушел из духовной семинарии в революцию — многие так поступали в начале ХХ века. Что же могло быть причиной этого ухода? Ведь духовное училище он окончил с отличием, отлично начал учиться в семинарии, его приглашали петь в хор экзарха Грузинской православной церкви. Причина для большинства людей тогда была одна: в стране господствовал общий дух отступления от жизни по Евангелию. Церковь за время господства в ней светских чиновниковвсе больше приближалась к системе государственного чиновничества и предпринимательства. Из нее стремительно уходил духевангельской любви и самопожертвования.
Протопресвитер, член св. Синода Георгий Шавельский писал, что «только знаменитейшие артисты, адвокаты да профессора-медики могли конкурировать с архиереями виднейших кафедр и настоятелями богатейших монастырей в изобилии доставшихся на их долю земных благ».
Не укрепляло связи с народом и частое перемещение владык. Епископ Владимир (Путята) при обер-прокуроре В.К. Саблере за четыре года побывал на пяти кафедрах. Последнее перемещение было «за беспутную жизнь». С такой интенсивностью перемещали около трех четвертей архиереев. На заседании Предсоборного Присутствия (1-207, 2 -470)
Н.Д. Кузнецов докладывал: «Русский епископ обратился в сановника и даже богатого землевладельца… В сознании очень многих укоренилось представление об епископах, как о лицах, по Табели о рангах соответствующих генералам».
Всеэто вынуждало выдающихся наших пастырей, таких какепископ Феофан (Затворник), епископ Игнатий (Брянчанинов), уходить в затвор. Дворянская аристократия готовила, а церковная иерархия молчаливо одобряла заговор против царской семьи. Последующие события (1917-1918 гг.) показали истинное отношение иерархии к Помазаннику Божию — почти все церковные иерархи изменили Присяге, отступили от православного императора, присягнули масонскому Временному правительству. А поспешно снятый портрет Государя еще долго стоял в коридоре Священного синода, поставленный вниз головой.
В государстве, армии и народе также пошатнулась вера, люди заботились только о своей корысти и безопасности.
Вот что о том бурном времени писал в 1906 году святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Вера Слову Истины — Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать… в большинстве изолгалась — для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки, не стало повиновения детей родителям, учащихся — учащим, и самих учащих — подлежащим властям. Браки поруганы, семейная жизнь разлагается. Твердой политики не стало…, все желают автономии, даже средние и высшие духовно — учебные заведения позабыли о своемназначении: быть слугами Церкви и спасения людей. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа… Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели…».
В среде духовенства в те времена процветали пороки, свойственные всему обществу. Именно от этих пороков многие дети священнослужителей бежали в революцию. Бежали в надежде «собственной рукой» построить «новую, светлую жизнь». О внутренних устремлениях молодого семинариста Иосифа Джугашвили говорят его стихи, печатавшиеся во многих грузинских сборниках и школьных учебниках тех лет:
Шел он от дома к дому,
В двери чужие стучал.
Под старый дубовый пандури
Нехитрый мотив звучал.
В напеве его и в песне,
Как солнечный луч, чиста,
Жила великая правда —
Божественная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потемках пламень
Вздымался выше дерев.
Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.
Сказали ему: «Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!»
Со всей пламенной энергией юного сердца, стремившегося осчастливить человечество, он ринулся в революционную борьбу. И за два десятка лет демонстраций, стачек, ссылок, побегов, идейной борьбы, партийных склок, войн, молодой революционер отчетливо увидел, что в среде его сотоварищей намного больше людей, «хранящих в сердце тьму». Их интересовало не величие России, счастье и благополучие людей, а борьба за удовлетворение личных амбиций,корысть, месть, злопамятство. И он стал бороться с этими «старыми революционерами» всеми, доступными ему, способами.
Он боролся за величие России и фактически сохранил Церковь Христову от погрома, проводившегося троцкистами, в большинстве своем ненавидевшими и Церковь, и Россию, и русский народ с его историей.Наверное, неслучайно он был крещен в память Иосифа Обручника, сохранившего Пресвятую Деву и Ее Божественного сына в страшные времена гонений царя Ирода. Именно иродова власть наступила в России в 1917 году. Вот документ, характеризующий планы ленинско-троцкистской группировки в отношении Русской православной церкви:
Российская 01. V. 1919г.
Социалистическая Федеративная СТРОГО СЕКРЕТНО
Советская Республика Председателю ВЧК
ВСЕРОССИЙСКИЙ тов. Дзержинскому Ф.Э.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Советов Раб., Солд., Кр., и Каз. Деп.
МОСКВА, КРЕМЛЬ
№ 1866672
УКАЗАНИЕ
В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.
Председатель В.Ц.И.К. М.Калинин
Председатель Сов. Нар. Комиссаров В.Ульянов (Ленин)
Подпись М.И. Калинина здесь поставлена вместо подписи Л.Троцкого — так решило Политбюро, чтобы не подогревать усилившегося в годы гражданской войны антисемитизма. Как пытался тормозить эту антиправославную политику И.В. Сталин, мы видели из вышеприведенных документов. Двадцать лет, проведенных в Церкви, безусловно, оставили в его душе неизгладимый след. Вот что читаем об этом в книге «Митрополит Илия (Карам) и Россия»: «…Его труды и речи, легко запоминающиеся и доступные восприятию самого простого человека, были весьма схожи с проповедями, нося неизгладимые черты церковной логики. Способ выражения мыслей, манера его писем напоминали послания известных духовников. К этому следует отнести поразительную манеру выслушивать собеседника, умение вызвать на откровенные признания; вдохнуть, когда нужно, веру и надежду. Многие современники подчеркивали скромность его одежды, бытовую неприхотливость, простоту пищи. Все близко его знавшие люди отмечали его глубокую эрудицию, точное знание даже незначительных деталей обсуждаемых вопросов. Его личная библиотека насчитывала почти 20 тысяч томов хорошо проработанных им книг».
…По свидетельству монахини Сергии (Клименко), за Сталина «молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за «проказы» сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: «Не трогать его». И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог один знает, но все-таки с него началось освобождение».
Следует подчеркнуть, что Сталин не был инициатором гонений на Церковь, хотя он и не уклонялся поначалу от общей партийной линии по борьбе с религией (иногда даже и «озвучивая» ее), однако, заметим, выработанной все-таки другими. Как утверждал один из ближайших его друзей и соратников В.М. Молотов, «Сталин не был воинствующим безбожником».
Уже в предвоенные годы он не выступал лично с антирелигиозными призывами. О многом заставляют задуматься и документы, опубликованные недавно отцом Дмитрием Дудко. Сохранилась так же записка, в которой он просит не присылать ему из библиотеки «никакой атеистической макулатуры».
Совершенно достоверно, например, что Сталин временами любил цитировать Библию. Бывало, даже перед ближайшим окружением (разумеется, теми, кто мог это хоть в какой-то мере оценить) «гордился», что Грузия приняла Православие много раньше, чем Россия. Молотов вспоминал: «Мы все трое были певчими в Церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно. Сталин — в Тбилиси, Ворошилов — в Луганске, я — в своем Нолинске. […] Сталин неплохо пел. […] Ворошилов пел. У него хороший слух. Вот мы трое пели. «Да исправится молитва моя…» — и так далее. Очень хорошая музыка, пение церковное». И далее: «…Церковные песни мы иногда пели. После обеда. Бывало, и белогвардейские пели. У Сталина был приятный голос…». Входивший в ближайшее окружение И.В.Сталина А.И.Микоян (1895-1978) был также из семинаристов: в 1916 году он окончил Тифлисскую Духовную семинарию, учился в Духовной академии, а Начальник Генерального штаба Красной Армии А.М. Василевский был сыном действующего сельского священника.
Характерно, что на склоне лет Сталин помнил о друзьях по духовному училищу и семинарии. Ровно за год до Победы, 9 мая 1944 года, члены посетившей И.В. Сталина делегации Грузинской Православной церкви, ожидавшие найти его «твердокаменным, суровым воплощением воли», увидели раздвоенного человека, «внезапно обнажившего перед ними душу и буквально желавшего сделать для них все возможное». «Многие годы образования под влиянием Церкви, — говорил уже позднее, в 1985 году, С.И. Аллилуевой Католикос-Патриарх Грузии Илия ІІ (Шиолошвили), — не проходят даром. А он оставил Бога и Церковь, растившую его для служения почти пятнадцать лет. Глубоко в душе живет тоска по Богу. И я глубоко верю, что последними проблесками сознания он звал Бога. […] Грешник, большой грешник. Но я вижу его часто во сне, потому что думаю о нем, о таких, как он. Я вижу его потому, что молюсь о нем […] Я видел его, осеняющего себя крестным знамением».
Самых добрых христианских чувств исполнено отношение к И.В. Сталину митрополита Вениамина (Федченкова). Владыка Вениамин в годы гражданской войны возглавлял церковную иерархию в армии Врангеля, 27 лет провел в эмиграции, всегда сохраняя верность Московскому патриархату и народу России. В белой армии и эмиграции владыка не увидел верности и любви к Богу, Царю и народу.
Вот записи из его сокровенного дневника: «Много раз вспоминал с добрым чувством сов. власть, и в частности Сталина. Прикладываю здесь даже его портрет из календаря. На обороте мне понравилась его «речь» — из 10 словечек. Открытая душа, любящая народ, рабочих. Теплом на меня повеяло от этих слов». «Я поминаю (и на проскомидии) и Иосифа Сталина, и Георгия Карпова, и нашего уполномоченного Никиту Смирнова, как заповедал апостол и как требует этого сердце мое».
«Не случайно, — пишет о Сталине священник Димитрий Дудко, — он и учился в духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтобы по-настоящему ее приобрести».
К сожалению, такого рода факты малоизвестны, рассеяны по большому числу малотиражных изданий. До сих пор их не только никто не попытался проанализировать, но даже не удосужился собрать воедино. Многого мы и вовсе никогда не узнаем. В немалой степени этому способствовали, с одной стороны, привычка Сталина «к свободному одиночеству», а с другой — его положение «пленника собственной славы».
1941-1942 годы показали И.В.Сталину, что, несмотря на прошлые гонения, отношение Церкви к русскому государству не изменилось. Церковный народ делает все для его защиты. Это и обусловило крутой поворот в отношениях, начавшийся после исторической встречи И.В.Сталина с высшими иерархами Русской православной церкви 5 сентября 1943 года. На том совещании было принято решение о немедленном восстановлении Московского Патриархата, учебной и издательской работе Церкви, создании органов, регулирующих государственно-церковные отношения. Тогда же закрыли Коммунистический интернационал и Союз воинствующих безбожников. В заключение И.В.Сталин сказал слова, позволяющие нам понять, что такой крутой поворот в отношении к Церкви разделяли далеко не все его однопартийцы: «Это все, владыки, что я пока могу для Вас сделать».
Очевидно, что с И.В. Сталиным в военные годы произошло то же, что и с Императором Александром Павловичем Благословенным в 1812 году.
В 1818 году, беседуя с прусским епископом Эллертом, Император Александр сказал: «Императрица Екатерина была умная, великая женщина, но что касается воспитания сердца в духе истинного благочестия, при петербургском дворе было — как почти везде. Я чувствовал в себе пустоту, и мою душу томило какое-то неясное предчувствие. Пожар Москвы просветил мою душу; суд Божий на ледяных полях России преисполнил мое сердце теплотою веры. Тогда я познал Бога, как открывает нам Его Святое Писание; с тех пор я познал Его Волю и его Закон, и во мне зрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Государь постарался удалить от Престола любителей всего французского и призвал к служению истинных патриотов России.
А Суд Божий «в белоснежных полях под Москвой» привел к тому, что Пасху 1942 года, совпавшую с 700-летием разгрома немецких рыцарей на льду Чудского озера, разрешили праздновать открыто. В Московской области, согласно рапорту начальника Московского управления НКВД М.И. Журавлева, праздничные богослужения прошли в 124 переполненных храмах (Перед Войной действующих храмов оставалось всего 4).
Сталинская охрана свидетельствует, что на протяжении всей войны вождь подолгу один молился в Архангельском соборе Кремля, а на даче в праздник Крещения устраивал для себя иордань.
Удивительно, но патриаршество было ликвидировано при православном, казалось бы, царе Петре I, а восстановлено — при господстве большевиков — безбожников. Глаза наши до сего времени еще закрыты. Мы, церковные люди, упорно не хотим видеть, что за период с 1939 по 1952 годы не было созвано ни одного съезда партии. Но, в те же годы был восстановлен в своих правах Московский Патриархат, проведено три (!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых — отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме.
Как Церковь относилась к Сталину? Как и весь народ — с восторгом. Вот что говорил от лица Церкви ее предстоятель, митрополит Сергий (Страгородский), в 1944 году: «Глубоко тронуты сочувственным отношением нашего всенародного Вождя, главы советского Правительства И.В. Сталина к нуждам Русской Православной церкви, приносим Правительству нашему общесоборную искреннюю благодарность».
Либералы всех мастей говорят, что Владыка лицемерил. Тогда приведу мнение о Сталине патриарха Александрийского Христофора:
«Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится…».
Ему-то какой смысл лицемерить? И уже совсем не приходится ожидать лицемерия от приснопамятного протоиерея Димитрия Дудко, проведшего многие годы в заключении:
«Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле особый человек, Богом данный, Богом хранимый. Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира».
В период с 1941 по 1953 год было настоящее духовное возрождение! Сохранившиеся храмы были переполнены, открылось вновь около 22 тысяч приходов, семинарии, академия; были церковные соборы, избрания патриархов, празднование 500-летия автокефалии Русской православной церкви! Народ — победитель во главе с И.В. Сталиным отстоял не только свою страну, но и свою душу!
В 1922 году, когда И.В. Сталин и Г.К. Орджоникидзе приезжали в Грузию, мать спросила его: «Сынок, на твоих руках нет Царской крови?» — «Вот тебе крест, истинно нет!» — ответил Сталин и на глазах у всех перекрестился. А незадолго до своей кончины мать И.В. Сталина спросила навестившего ее сына: «Кто ты теперь, Иосиф?» Он отвечал: «Что-то вроде русского царя». Тогда она сказала: «А жаль, что ты так и не стал священником». Он повторял эти ее слова с восхищением — вспоминала дочь И.В. Сталина С.Аллилуева. И действительно, он, единственный из всех братьев и сестер оставшийся живым, стал чем-то вроде русского царя, помазанника Божия.
Вот что писал об этом митрополит московский Филарет (Дроздов): «Достойно особого примечания, что Слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так, пророк Исайя, возвещая волю Божию о персидском царе, говорит: «сице глаголет Господь помазанному своему Киру» (Ис. 45 — 1), тогда как Кир еще не родился и, родясь, не познает Бога Израилева… Каким же образом сей самый Кир… наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире через того же пророка: «Аз восставих его; сей созиждет град Мой и пленение людей Моих возвратит»… Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому, что Бог, сотворивший грядущая, назначил Кира для исполнения судьбы Своей о восставлении избранного народа израильского… Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Бога!»
Наша Россия есть Дом Пресвятой Богородицы. Но в Доме нашем от маловерия и богоотступничества начались в ХХ веке кровавые междоусобицы, хаос, разграбление национального богатства, цареубийство, расхищение Церкви; всяческая внешняя агрессия волнами накатывалась на наш Дом. Только беззаветно преданный «великой правде, Божественной мечте» (вспомним его юношеские стихи), безкорыстный и сильный человек мог стать в тот момент помазанником Божиим. Во всяком случае, именно Иосифа Виссарионовича Сталина, еще в семинарии мечтавшего о счастье для людей, избрала Пресвятая Богородица Удерживающим разлившееся по нашей земле зло. Не случайно, когда Сталин умер, его оплакивала вся страна — это я и сам хорошо помню, те всенародные слезы подделать невозможно…
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский) перед отпеванием в день похорон И.В.Сталина сказал: «Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая, общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума».
Если по-евангельски подходить к истории, то давно пора сказать: «Возьмите медаль «За победу над Германией» — чьё на ней изображение и надпись? — Иосифа Сталина. Итак, отдадим Богу Богово, и Сталину — сталиново».
И.В. Сталин, как человек своей эпохи, поколебался в вере в Бога вместе со всей Россией и вместе со всей Россией в конце концов пришел к Покаянию, сохранив среди всех искушений Церковь Христову. Так называемый «культ личности Сталина» осудила верхушка Коммунистической партии, т.е. те самые функционеры, которые и создавали этот культ, превращая И.В. Сталина еще при жизни в идола. Им, неспособным к созидательной работе, нужен был идол, чтобы, укрывшись за его спиной, устраивать свои делишки. Эти люди, возглавляемые Н. Хрущевым, сразу после кончины Сталина совершили государственный переворот, уничтожив почти всех организаторов разгрома фашистской Германии, и начали новые масштабные гонения на Церковь, вновь стараясь разложить ее изнутри. Впоследствии под лозунгами перестройки коммунистические лидеры предали свою партию, разрушили вопреки воле его народов Советский Союз и разворовали национальное богатство страны, превратив Россию в полуколонию международной мафии. И нам, православным христианам, не подобает повторять клевету врагов нашей веры и нашего народа, забывая высочайшую оценку, данную И.В. Сталину Первосвятителями нашей Церкви.
К сказанному добавим, что промыслительное сотрудничество людей из новой власти (бывших церковных певчих!) и церковного руководства с большим трудом и искушениями налаживалось даже в годы революционных гонений, ставших для Церкви как бы«временами шестопсалмия», очистительных страданий и покаяния.
Вот основные этапы развития сотрудничества Государства и Церкви до 1953 года:
- 16 июня 1923 года — заявление Патриарха Тихона о лояльности Церкви к советскому государству.
- 16 августа 1923года — во все партийные организации разослано Постановление ЦК ВКП(б) за подписью И. В. Сталина, запрещающее погром Церкви и преследование верующих (см. документ 1923 г.)
- После победы в правящей партии патриотов над троцкистами опубликована «Декларация…» митрополита Сергия от 29 июля 1927 года, которой установлены мирные отношения с властью и официальное положение Русской православной церкви в советском обществе.
- 11 ноября 1939 года принято решение Политбюро об отмене указания В.И.Ленина от 1.05.1919 года, предписывающее разрушение храмов и массовые расстрелы духовенства. Закрыт Соловецкий лагерь. Освобождены из ГУЛАГа свыше 30 000 «церковников», чьи приговоры были не связаны с антигосударственной деятельностью.
- Летом 1941 года советскому руководству передана Воля Божией Матери о том, как может быть спасена Россия. Это сделал митрополит гор Ливанских Илия (Карам).
- Созыв в сентябре 1943 года Архиерейского собора и избрание Патриарха. Установление официального государственно-церковного сотрудничества.
И.В. Сталин и митрополит Сергий (Страгородский), подобно Моисею и Аарону, вывели государство и Церковь из уготованного им рабства,претерпевая при этом ропот непонимания и вражды даже до нашего времени. Но именно они привели наш народ к Великой Победе.
* * *
В начале бурного ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский печалился: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь. А она — подножие престола Господня».«Причина непонимания здесь, как и во многих иных случаях, одна: оскудение личного духовного опыта, присущего настоящей, неискаженной церковной жизни…. В масштабах исторических он служит единственным связующим звеном в бесконечной череде сменяющих друг друга поколений…, единственной гарантией понимания нами собственного прошлого. Ведь содержание этого духовного опыта не меняется, как не меняется Сам Бог — его неисчерпаемый источник», — так, вторя Кронштадтскому пастырю, подводил итог ХХ века митрополит Иоанн (Снычев). Без этого все наши потуги разобраться в прошлом представляют из себя «мудрование плоти», или, по-евангельски говоря, помышления «не о Божеском, а о человеческом».
Кто-то метко назвал науку историю «пророчеством, обращенным в прошлое». Пророчество не бывает без молитвы. И если мы хотим хотя бы что-то понять в жизни и деяниях И.В. Сталина, мы должны, прежде всего, начать молитвенно поминать его на литургии, и он отзовется…
Если все великие отцы церкви ХIХ века за сто лет вперед предсказали в деталях смуту ХХ века, нам ли, не пережившим ничего подобного, высокомерно отказываться от предсказанной ими Божьей кары, ставшей, как теперь оказалось, нашим спасительным прошлым. Когда мы бездуховно, по-мирски грубо, вмешиваемся со своим плотским мудрованием в наше прошлое, мы как бы «убиваем во чреве» нашу сегодняшнюю жизнь. И становимся безплодными, неспособными даже на такую малость, как традиционное православное воспитание собственных детей в своей стране.
Осуждая в один голос с врагами России советское прошлое, мы, подобно Хаму, лишаем себя родительского благословения Нам нечем гордиться перед советскими людьми ХХ века. Мы по-христиански смиренно должны преклонить колени перед подвигом отцов, сохранивших для нас Отечество в таких великих искушениях.
Почти полное отсутствие храмов и монастырей в СССР не могло остановить нынешнего церковного возрождения, как и наличие множества храмов и монастырей в ХIХ веке не спасло Россию от падения в 1917 году.И если мы, подобно интеллигенции начала ХХ века, будем считать себя умнее и выше руководителя Государства, который привел народ к Великой Победе, то значит, данный нам Богом урок не усвоен?
Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской епархии
г. Ижевск, январь 2017 года.
Спасибо